


“Боевое искусство начинается и заканчивается учтивостью, почтением, а правила этикета должны выполняться
неукоснительно.” Мацутацу Ояма
Додзё (яп. «Место где ищут путь») — Изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзю-дюцу, кэндо, карате и т. д. Додзё — это место, где мы совершенствуем себя, чтобы стать лучше. "...слово додзё " место просветления. В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон. В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.
1. Ученики кланяются и произносят Осc при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё
ученики должны поклониться и произнести Осc внаправлении Синзен, поклониться и произнести Осс в
направлении учеников, уже находящихся в помещении.
2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться
и произнести Осс в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной
Синзен, с закрытими глазами иопущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят
присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие находясь в положении Сейза, должны поклониться и
произнести сицурэй симасу (яп. прошу прощения за беспокойство). Затем опоздавшие должны встать в конец
группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими.
3. Ученики должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном
состоянии. Разрешается надевать на тренировку только чистое белое доги. Официальные эмблемы Кёкусинкай
карате следует укреплять на левой стороне груди доги. Все порванные места должны быть аккуратно зашиты.
Постоянно неопрятная и неотремонтированная форма показывает небрежное и неуважительное отношение
ученика к своим товарищам по группе и к додзё.
4. Не разрешается без команды поправлять доги в процессе тренировки. Если же возникла необходимость
поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты, повернувшись спиной к Синзен.
5. Всем ученикам более высокого спортивного уровня, а также старшим по возрасту должно оказываться
соответствующее уважение. Все ученики должны встать и произнести Осc при появлении старшего по
положению.
6. Обращаясь к старшему ученику или инструктору или приветствуя их, ученик должен произнести Осc! и
поклониться. То же самое нужно сделать и после окончания беседы или обращения. Данный ритуал должен
соблюдаться также и за пределами додзё, поскольку ученики всегда должны уважать старших. Если Вам
неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как
к старшему.
7. При пожатии рук друг другу используйте две руки, показывая доверие и скромность и произносите Осc!
Подобный ритуал соблюдается и за пределами Додзё, особенно по отношению к старшим по положению.
8. На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя на команды инструктора или
старшего по уровню, громко произнося Осc. Медленное или безразличное реагирование считается невежливым.
Тренировка в Додзе заканчивается Додзе Куном, когда студенты и инструкторы выровнены в линию и сидят в позе
Сейдза. Каждая строка Додзе Куна произносится самым старшим учеником и повторяется всей групой. Но
некоторые Додзе не хотят произносить Додзе Кун по различным причинам. Кекусинкай Додзе Кун (Клятва) была
написана Мас Оямой с помощью Эйджи Есикава ( Eiji Yoshikawa), автора романа Мусаси (Musashi), другое название
"Десять меченосцев", который был основан при жизни Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi), знаменитого
воина-самурая в Японии.
зала. Обладатели черного пояса выстраиваются в первом ряду, всех остальных поясов по степени уменьшения
уровня мастерства, начиная с правого фланга, если стоять лицом к шеренге, сохраняя равное расстояние
между товарищами слева и справа. В зависимости от размеров зала может возникнуть необходимость в
дополнительных шеренгах.
2. Команда «СЕЙЗА» дается инструктором, и ученики садятся на колени в традиционной позе: спина прямая,
сжатые кулаки на передней части бедра. Взгляд устремлен прямо перед собой.
3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ!» (лит. «Поклон Богам», поклон делается в сторону портрета Сосая или алтаря,
поскольку Сосай после своей смерти стал «Богом» в соответствии с японской традицией Синто) ученики
кланяются и произносят: «ОСУ!».
4. По команде «МОКУСО» («Медитация»), ученики закрывают глаза и стараются сосредоточить свои мысли и
внимание на предстоящей тренировке.
5. После 1-2 минут медитации подается команда «МОКУСО ЯМЭ» («Конец медитации») и ученики открывают глаза.
6. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ!» ученики кланяются и произносят «ОСУ!».
7. Инструктор дает команду встать и начинает тренировку. Если в Доджо имеется «ТАЙКО», японский барабан,
занятия начинаются с боем барабана. Пока бой барабана продолжается, ученики садятся в «СЕЙЗА».
ЦЕРЕМОНИЯ ОКОНЧАНИЯ ТРЕНИРОВКИ
1. Ученики выстраиваются в шеренгу.
2. Инструктор дает команду «СЕЙЗА».
3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ!», ученики кланяются и произносят «ОСУ!» в честь Сосая.
4. Один человек, инструктор или старший из учеников, начинает вслух декламировать семь пунктов ДОДЖО КУН
(«Клятва школы») и все ученики повторяют клятву за ним.
5. Тот же человек произносит «МОКУСО» и все ученики закрывают глаза для медитации.
6. После 1-2 минут по команде «МОКУСО ЯМЭ» ученики открывают глаза.
7. По команде «КАНЧО НИ РЕЙ!» ученики кланяются и произносят «ОСУ!» в его честь. (Этот поклон может быть
отменен как лишний, если произносится команда «ШИХАН НИ РЕЙ», которая адресована всем шиханам, в том
числе и канчо).
8. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ!» и/или «СЭНСЭЙ НИ РЕЙ!» все ученики кланяются присутствующим инструкторам.
9. Ученик с самым высоким званием дает группе команды «СЭМПАЙ НИ АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА», означающую
благодарность сэмпаям (старшим ученикам) и «Отога ни аригато годзаймашито», означающую благодарность в
адрес Отогани (друг другу). После каждой команды ученики кланяются и произносят
«АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА».
10. Инструктор заканчивает тренировку словами «ТРЕНИРОВКА ЗАКОНЧЕНА» и дает команду ученикам встать. Все
ученики по очереди подходят к инструктору и двумя руками пожимают ему руку, начиная с учеников более
высоких ступеней. Иногда инструктор может не обмениваться рукопожатиями с учениками и только кланяться
им, когда они подходят поблагодарить его.
11. После тренировки все ученики принимают участие во влажной уборке пола зала и Доджо. Если используется
барабан «Тайко», уборка происходит в сопровождении ударов в барабан. Даже если команда «УБРАТЬ ЗАЛ»
не подается, ученики все равно освобождают помещение Доджо и зал от мусора и приводят в порядок
раздевалку и душевую.
УДАРЫ В БАРАБАН.
В начале занятий в барабан ударяют следующим образом:
Четыре удара с разницей примерно в секунду, что по-японски означает “Давайте начинать” Это повторяется 3 раза,
с паузами в 2-3 секунды между каждой серией ударов. Затем в барабан бьют 6 раз, вновь с разницей в секунду
между каждым ударом, что по-японски означает: “Мы тренируемся, чтобы стать сильными”. Это повторяется еще
один раз. Затем выполняется длинный продолжительный бой, который начинается очень медленно и постепенно
набирает скорость, пока не становится очень быстрым, при этом, по мере исполнения снижается сила боя. После
короткой паузы один сильный удар заканчивает процедуру.
Коротко:
Четыре удара - три раза;
Шесть ударов - дважды;
Длинный развернутый бой;
Один последний удар.
В конце занятий в барабан бьют следующим образом:
Три удара с разницей в секунду между ударами. Это делается три раза. Три удара означают по-японски “Мы
закончили тренироваться”. Затем семь ударов, что по-японски означает “Идите прямо домой, не тратя время в
пустую”. Это выполняется два раза. За этими ударами следует длинный продолжительный бой как в начале.
Коротко:
Семь ударов - дважды;
Длинный развернутый бой;
Один последний удар.