Этикет в додзе

  “Боевое искусство начинается и заканчивается учтивостью, почтением, а правила этикета должны выполняться

  неукоснительно.”                                                                                                                       Мацутацу Ояма

 

 Додзё (яп. «Место где ищут путь») — Изначально это место для медитаций и других духовных практик в японском буддизме и синтоизме. Позже, с одухотворением японских боевых искусств будзюцу и превращением их в будо этот термин стал употребляться и для обозначения места, где проходят тренировки, соревнования и аттестации в японских боевых искусствах, таких, как айкидо, дзюдо, дзю-дюцу, кэндо, карате и т. д. Додзё — это место, где мы совершенствуем себя, чтобы стать лучше. "...слово додзё " место просветления. В додзё нельзя входить в обуви. При входе и выходе делается церемониальный поклон. В додзё запрещено шуметь, заниматься непотребством, вести суетное времяпрепровождение.

1. Ученики кланяются и произносят Осc при входе в здание школы и тренировочный зал додзё. При входе в додзё

    ученики  должны поклониться  и  произнести Осc внаправлении  Синзен,  поклониться и произнести Осс  в  

    направлении учеников, уже находящихся в помещении. 

2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться

    и  произнести  Осс в  направлении центра  зала и  сесть в положение  Сейза  лицом  к  стене, противоположной

    Синзен, с закрытими глазами иопущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех пор, пока их не пригласят

    присоединиться к группе. После приглашения опоздавшие находясь в положении Сейза, должны поклониться  и

    произнести сицурэй  симасу (яп. прошу прощения за  беспокойство).  Затем опоздавшие должны  встать в конец

    группы, стараясь не проходить перед группой, особенно перед старшими.

3. Ученики  должны содержать себя и свою форму (доги, накладки, перчатки, раковину и др.) в чистом, аккуратном

    состоянии.  Разрешается надевать на тренировку только чистое белое доги.  Официальные эмблемы  Кёкусинкай

    карате  следует  укреплять на левой стороне груди  доги.  Все порванные места должны быть аккуратно  зашиты.

    Постоянно  неопрятная  и  неотремонтированная  форма  показывает  небрежное и  неуважительное отношение

    ученика к своим товарищам по группе и к додзё.

4. Не разрешается  без  команды  поправлять доги  в процессе тренировки.  Если же  возникла  необходимость

    поправить форму во время тренировки, нужно сделать это быстро и без суеты,  повернувшись  спиной к Синзен. 
5. Всем  ученикам  более  высокого спортивного уровня,  а  также старшим  по возрасту должно   оказываться

    соответствующее  уважение.  Все ученики  должны встать и  произнести  Осc при появлении старшего  по

    положению. 

 6. Обращаясь  к  старшему  ученику или  инструктору или приветствуя  их,  ученик должен  произнести  Осc! и

    поклониться. То же самое нужно сделать и после  окончания беседы  или обращения. Данный ритуал  должен

    соблюдаться  также и за пределами  додзё,  поскольку  ученики  всегда должны уважать старших.  Если  Вам

    неизвестно положение или спортивный уровень Вашего собеседника, необходимо всегда обращаться к нему как

    к старшему. 

 7. При пожатии  рук  друг другу используйте две руки,  показывая доверие  и  скромность  и произносите  Осc!

     Подобный ритуал соблюдается и за пределами  Додзё,  особенно по отношению к старшим  по  положению.

 8. На тренировке ученики должны работать в полную силу, немедленно реагируя  на команды инструктора или

     старшего по уровню, громко произнося Осc. Медленное или безразличное реагирование считается невежливым.

 

 Тренировка в Додзе заканчивается Додзе Куном, когда студенты и инструкторы выровнены в линию и сидят в позе

Сейдза.  Каждая  строка  Додзе  Куна произносится самым старшим учеником и повторяется  всей групой. Но

некоторые  Додзе не хотят произносить Додзе Кун по различным причинам.  Кекусинкай Додзе Кун (Клятва)  была

написана Мас Оямой с помощью Эйджи Есикава ( Eiji Yoshikawa), автора романа Мусаси (Musashi),  другое название

"Десять меченосцев",  который  был основан  при жизни  Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi),  знаменитого

воина-самурая в Японии.

  



                                                               ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ТРЕНИРОВКИ
1. Ученики выстраиваются в одну шеренгу в соответствии с уровнем мастерства по цвету поясов, лицом к центру

    зала. Обладатели черного пояса выстраиваются в первом ряду, всех остальных поясов по степени уменьшения

    уровня  мастерства,  начиная с правого фланга,  если стоять лицом  к шеренге,  сохраняя равное расстояние

    между  товарищами слева и справа.  В зависимости от размеров зала может возникнуть  необходимость  в

    дополнительных шеренгах.

2. Команда «СЕЙЗА» дается инструктором,  и  ученики садятся на колени в традиционной позе:  спина прямая,

    сжатые кулаки на передней части бедра. Взгляд устремлен прямо перед собой.

3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ!» (лит. «Поклон Богам», поклон делается в сторону портрета Сосая  или алтаря,

    поскольку Сосай после своей смерти стал «Богом» в соответствии с японской традицией Синто) ученики

    кланяются и произносят: «ОСУ!».

4. По команде  «МОКУСО» («Медитация»),  ученики закрывают глаза и стараются сосредоточить свои мысли и

    внимание на предстоящей тренировке.

5. После 1-2 минут медитации подается команда «МОКУСО ЯМЭ» («Конец медитации») и ученики открывают глаза.

6. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ!» ученики кланяются и произносят «ОСУ!».

7. Инструктор дает команду встать  и начинает тренировку.  Если в Доджо имеется «ТАЙКО», японский барабан,

    занятия начинаются с боем барабана.  Пока бой барабана продолжается, ученики  садятся в «СЕЙЗА».

 

                                                          ЦЕРЕМОНИЯ ОКОНЧАНИЯ ТРЕНИРОВКИ

  1. Ученики выстраиваются в шеренгу.

  2. Инструктор дает команду «СЕЙЗА».

  3. По команде «ШИНЗЕН НИ РЕЙ!», ученики кланяются и произносят «ОСУ!» в честь Сосая.

  4. Один человек, инструктор или старший из учеников, начинает вслух декламировать семь пунктов ДОДЖО КУН

      («Клятва школы») и все ученики повторяют клятву за ним.

  5. Тот же человек произносит «МОКУСО» и все ученики закрывают глаза для медитации.

  6. После 1-2 минут по команде «МОКУСО ЯМЭ» ученики открывают глаза.

  7. По команде «КАНЧО НИ РЕЙ!» ученики кланяются и произносят «ОСУ!» в его честь. (Этот поклон может быть

      отменен как лишний, если произносится команда «ШИХАН НИ РЕЙ», которая адресована всем шиханам, в том

      числе и канчо).

  8. По команде «ШИХАН НИ РЕЙ!» и/или «СЭНСЭЙ НИ РЕЙ!» все ученики кланяются присутствующим инструкторам.

  9. Ученик с самым высоким званием дает группе команды «СЭМПАЙ НИ АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА», означающую

      благодарность сэмпаям (старшим ученикам) и «Отога ни аригато годзаймашито», означающую благодарность в

      адрес Отогани (друг другу). После каждой команды ученики кланяются и произносят

      «АРИГАТО ГОЗАЙМАШИТА».

10. Инструктор заканчивает тренировку словами «ТРЕНИРОВКА ЗАКОНЧЕНА» и дает команду ученикам встать. Все

      ученики по очереди подходят к инструктору и двумя руками пожимают ему руку, начиная с учеников более

      высоких ступеней. Иногда инструктор может не обмениваться рукопожатиями с учениками и только кланяться

      им, когда они подходят поблагодарить его.

11. После тренировки все ученики принимают участие во влажной уборке пола зала и Доджо. Если используется

      барабан «Тайко», уборка происходит в  сопровождении ударов в  барабан. Даже если команда «УБРАТЬ ЗАЛ»

      не подается, ученики все равно освобождают помещение Доджо и зал от мусора  и приводят в порядок

      раздевалку и душевую.

                                                                  УДАРЫ В БАРАБАН.

   В начале занятий в барабан ударяют следующим образом:

Четыре удара с разницей примерно в секунду, что по-японски означает “Давайте начинать” Это повторяется 3 раза,

с паузами в 2-3 секунды между каждой серией ударов. Затем в барабан бьют 6 раз, вновь с разницей в секунду

между каждым ударом, что по-японски означает: “Мы тренируемся, чтобы стать сильными”. Это повторяется еще

один раз. Затем выполняется длинный продолжительный бой, который начинается очень медленно и постепенно

набирает скорость, пока не становится очень быстрым, при этом, по мере исполнения снижается сила боя. После

короткой паузы один сильный удар заканчивает процедуру. 

Коротко: 

Четыре удара - три раза;

Шесть ударов - дважды;

Длинный развернутый бой; 

Один последний удар.

В конце занятий в барабан бьют следующим образом:

Три удара с разницей в секунду между ударами. Это делается три раза. Три удара означают по-японски “Мы

закончили тренироваться”. Затем семь ударов, что по-японски означает “Идите прямо домой, не тратя время в

пустую”. Это выполняется два раза. За этими ударами следует длинный продолжительный бой как в начале.

Коротко:                                                          

Три удара - три раза;                                

Семь ударов - дважды;

Длинный развернутый бой;

Один последний удар.